Проезжая по дороге Волово-Курск мало кто из автопутешественников замечает стоящий между домами прямо на обочине неброский памятник в селе Вышнее Большое Воловского района. А если кто и замечает, уверены, что это памятник жителям села, воевавшим и погибшим во время Великой Отечественной войны, памятник тем, кто ушел из родного села и не вернулся…
Над воловской землёй сегодня мирное небо. Но таким оно было не всегда.
В "сороковые роковые" его разрывал гул вражеских самолётов. Просёлки топтали чужие сапоги...
Свыше 300 девушек были угнаны в неволю в Германию.
Были уничтожены 2 тыс. 145 домов, все школы, клубы, машинно-тракторные станции. Общий ущерб, нанесённый оккупантами, превысил 150 миллионов рублей.В "сороковые роковые" его разрывал гул вражеских самолётов. Просёлки топтали чужие сапоги... Район дважды подвергался оккупации немецко-фашистскими захватчиками.
Столько лет прошло, а Акулина Ивановна Пикалова отчетливо помнит те жуткие события. И всякий раз, рассказывая о них журналистам, не может удержаться от слез.
…Когда в ее родное село пришли фашисты, она только что родила. Поэтому побег и скитания с маленьким ребенком исключались полностью. Пришлось смириться с тем, что в доме появились нежданные «хозяева» – двое немцев. Вели они себя нагло и бесцеремонно, без спроса использовали все бережно хранимые семьей запасы. Впрочем, как оказалось, бытовые неудобства – самая малая беда, постигшая наших земляков.
Озлобленные потерями на фронте, немцы жаждали мести. И она не заставила себя ждать. Всех оставшихся мужчин из Вышнего Большого и других соседних сел – стариков, детей, инвалидов – под конвоем согнали в пустой охраняемый дом, где заперли вместе с советскими военнопленными. Ночью, когда село уснуло, дом подожгли. 56 человек были сожжены заживо. Только двоим удалось спастись. Один из пленников залез в печь и успел закрыть задвижку. Второй вместе с другими выпрыгнул из окна. Вслед раздались автоматные очереди. Непокорные упали замертво. Счастливчик оказался ранен несмертельно и пролежал на земле, пока фашисты не ушли…
...Наутро прошлись по улицам и наткнулись на ужасную картину: хата сгорела практически дотла, рядом лежали трупы. Как выяснилось тех, кто сумел выбить окна и выскакивал наружу, немцы просто постреляли из автоматов. Но и их трупы сильно обгорели. А от тех, кто был внутри, только обугленные черные кости остались. Узнать, кто есть кто, там было уже невозможно.
На месте сожжения сельчан и военнопленных сейчас воздвигнут обелиск. На нем – фамилии лишь двенадцати вышнебольшовцев. Имена остальных 44 погибших не установлены до сих пор. Кто они, непокорившиеся солдаты той большой войны? Чьи отцы, сыновья, братья? Сколько их, детей, так и не узнавших судьбу своих отцов? И женщин, бережно хранящих уведомление с обидными двусмысленными словами «пропал без вести»? Война распорядилась их жизнями жестоко, и лишь многострадальная воловская земля со своими памятниками и обелисками знает и хранит правду о них…